Понедельник, 23-Окт-2017
Неофициальный сайт посёлка Мичуринское
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: admin 
Форум » Разное » Интересное в сети » У кого какая комиссия (О платёжных терминалах)
У кого какая комиссия
adminДата: Воскресенье, 04-Июл-2010, 22:26 | Сообщение # 1
Старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 62
Награды: 0
Репутация: 1000
Статус: Оффлайн
Платежные терминалы - самый распространенный в Петербурге способ оплаты связи и других услуг. Но и самый невыгодный. По нашей просьбе комиссионными, которые берут с плательщиков терминалы, заинтересовалось теперь и Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу
Эволюция идет по кругу
Как любой абонент сотовой сети, ВПС (ваш покорный слуга) прошел несколько стадий развития. Но почему-то не от мартышки к человеку, а ровно наоборот – от человека разумного до питекантропа, который для добычи хлеба насущного пользуется первой попавшейся на глаза дубиной. В 1998 году, когда я только приобрел свой первый сотовый и стал абонентом «Северо-Западного GSM», выбора просто не было. Единственным способом оплаты был такой – приехать в ту пору в единственный офис компании на Артиллерийской ул. и заплатить. Лучше намного вперед, чтоб опять не ездить. Очень неудобно, зато без комиссионных. Через несколько лет оплату стали принимать в магазинах, продающих телефоны. Приходилось отстоять очередь и заполнить бумажку. Удобнее, и опять без комиссии.
Потом в городе стали бурно развиваться сети платежных терминалов. Они и стали основным способом оплаты для меня. Что за сети, какие деньги берут за свои услуги, я не разбирался. Пока не обратил внимания, что терминалы выполняют свою главную функцию – в них обязательно что-то оседает. Размер улова, как водится, зависит от ячеи. Так при пользовании некоторыми терминалами из опущенных в автомат 500 рублей на счет оператора сотовой связи поступает чуть больше 400. Все остальное оседает в автомате, т.е. в кошельке его невидимого хозяина и его многочисленных партнеров. Тут даже мое терпение лопнуло. Стал разбираться.
Уже к началу 2008 года 20% платежей за сотовую связь поступало через терминалы (годом ранее – 10%). Сейчас этот процент гораздо больше. «На сегодняшний день самый большой процент - это оплата через терминальные сети», - подтверждает Людмила Чехова, руководитель пресс-службы компании «МегаФон Северо-Запад».
Говорят, что одна из причин стремительного развития платежных терминалов – они используются для обналички. Деньги – сами по себе товар. Собрав наличные со всех своих терминалов (содержать менее 10 не выгодно), при обороте в 300 тыс. руб. в неделю с терминала, терминальщик не вносит ее на свой расчетный счет в банке, как положено, а продает какому-нибудь крупному профессиональному обнальщику. Деньги в том же объеме плюс 2 - 2,5%, возвращаются на его собственный счет со счета фирмы-однодневки, по фиктивному договору. Ходят слухи, это одна из причин существования терминалов с нулевыми комиссионными.
Как бы там ни было – Петербург заставлен терминалами для оплаты. В каждом вестибюле петербургского метро насчитывается до 1 до 10 автоматов для честного изъятия наличности у населения. Для спешащего на работу человека сравнить условия приема денег в разных автоматах и выбрать оптимальный задача практически не посильная. И даже для того, кто задался такой целью и решил угрохать на это час, – тоже непросто. Это вам не рынок, где на каждой редиске написана цена и видно, примерно какого редиска качества. В терминалах самая существенная информация – о плате за их услуги (т.н. комиссия или % комиссионных) закопана так, что без лома не разберешься. В большинстве терминалов, чтоб докопаться до этой самой комиссии, нужно совершить до 5 - 6 операций. Если не хочется разбираться, оценивать стратегии разных платежных систем, сразу приводим табличку.
Процент комиссии в платежных системах
«Росплат»
Число нажатий кнопок до получения информации о комиссии - 6
Комиссионные, в % - до 10 руб. – 5 руб. (50%), от 11 до 20 руб. – 6 руб., от 41 до 50 – 8 руб. и т. д. и т.п., шкала с шагом в 10 рублей, затем в 100 руб., … 91 - 100 руб. – 15%, 100 - 150 руб. – 23% и
Победители конкурса журнала Online812 в номинациях - «Самый жадный» и «Самый скрытный
«Новоплат»
Число нажатий кнопок до получения информации о комиссии - 4 - 5
Комиссионные, в % - До 29 руб. – 3 руб. (33,3%), 40 – 44 руб. – 4 руб. (10%), от 45 руб. – 9%
Победители конкурса журнала Online812 в номинациях - «Самый массовый» (по числу терминалов), «Сокрытие информации – серебряная медаль», на 2-м месте по жадности
Expert Invest
Число нажатий кнопок до получения информации о комиссии - 1! (единственные терминалы, где информация о комиссии появляется до набора номера)
Комиссионные, в % - 7%, до 50 руб. – 5 руб. (10%), для «Теле 2» – 3% (специальные условия)
Победители конкурса журнала Online812 в номинациях - «Самый честный»
«Элекснет»
Число нажатий кнопок до получения информации о комиссии - 3
Комиссионные, в % - 5,98%, но не менее 4 руб.
Победители конкурса журнала Online812 в номинациях - «Ветеран» (компания – пионер платежных терминалов России – с 2000 г.)
«Уникасса»
Число нажатий кнопок до получения информации о комиссии - 3
Комиссионные, в % - 5%, но не менее 6 руб. и не более 50 руб.
Победители конкурса журнала Online812 в номинациях - «Самый совестливый» (единственная компания, у которой размер комиссионных ограничен сверху)
Money-Money
Число нажатий кнопок до получения информации о комиссии - 4
Комиссионные, в % - 6,5%, но не менее 7,5 руб.
Sprint Net
Число нажатий кнопок до получения информации о комиссии - 2
Комиссионные, в % - 6% + 1 руб.
Kassira.net
Число нажатий кнопок до получения информации о комиссии - н.д.
Комиссионные, в % - 8,5%
При обследовании автоматов, обнаружилось несколько тенденций. Принцип 1-й – чем больше терминалов у того или иного бренда, тем выше там процент комиссии и тем глубже в автомате закопана информация о комиссионных.
Принцип 2-й – сети, берущие самые большие проценты с клиентов, активнее всего и развиваются. Так «Новоплат», взимающий 9% комиссионных по основной массе платежей за год, с начала 2007 по начало 2008 г. вырос более чем в 4 раза, до 1000 терминалов в Петербурге, а более скромный «Элекснет» (5,9%) – только на 47% за тот же год.
В общем, бизнес получился достаточно интересный. Выигрывает в нем не тот, кто предложит лучшие условия клиенту, а тот, кто заполонит собой пространство вестибюлей метро. (Есть, однако, какая-то грань человеческого терпения, так «Росплат», некогда весьма распространенная сеть, с ее 23% на самый массовый чек в 100 - 150 руб., явно перегнула – автоматов стало явно меньше, и стоят они в каких-то закоулках).
Откуда проценты?

- Проценты, взимаемые с конечного потребителя, устанавливают владельцы терминалов, не согласовывая этот вопрос с сотовыми операторами и операторами электронных платежных систем, - рассказывает Эвелина Львова, коммерческий директор электронной платежной системы «Кассира.нет». - Они же решают, каким способом и в какой момент уведомлять клиентов о процентах. «Новоплат» и «Росплат» - наши дилеры, но влиять на этот процесс мы не можем по условиям договора. И то, что они сообщают о процентах в последний момент, уже после набора номера … Очевидно, считают, что это не ударит по их имиджу.
- Когда и как сообщать, зависит от установленного на терминал программного обеспечения, а ПО, естественно, выбирает владелец терминала, хотя, конечно, не на любой терминал можно поставить любой софт, - говорит Сергей, технический специалист платежной сети Expert Invest, у которой проценты показываются аж на первом клике. – Мы выбрали программу Cyber Plat. Кто-то зарабатывает на сокрытии комиссии, а мы на другом (комиссия у компании 7%. – А. О.).
- У нас на сайте комиссия прописана, и мы считаем, что этого достаточно, - рассказывает Алексей Романин, директор по маркетингу платежной сети «Элекснет».
Вопрос в том, насколько законно фактическое утаивание процентов и не пора ли заинтересоваться этим антимонопольным органам? Грубого и легко доказуемого нарушения закона, конечно, нет, однако это не означает, что его нет вообще. Возьмем хотя бы настольную книгу всякого петербургского склочника и правдоискателя: «Закон о защите прав потребителя» в его последней редакции.
Статья 8, п. 1 закона гласит «Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о… товарах (работах, услугах)».
Статья 8, п. 2 того же закона: «Указанная в п. 1 информация (о товарах, услугах. – А. О.) в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке…»
Еще есть ст. 10.2: «Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг)».
На мой взгляд, наглядностью в большинстве платежных терминалах и не пахнет. О доступности можно спорить.
Можно ли усмотреть в действиях владельцев терминалов нарушение антимонопольного законодательства?
- В принципе можно, - считает Татьяна Бронникова из Управления Федеральной антимонопольной службы по СПб. – Однако в статьях закона все приблизительно, каких-либо дополнительных актов, разъясняющих особенности работы платежных терминалов, нет. Информация о товарах и услугах должна быть доступной, но нигде не прописано, что она должна быть доступна с одного клика. Бороться с этим явлением, на самом деле, можно. Пока все упирается в отсутствие судебной практики. К нам поступает довольно много жалоб, но среди них обращений граждан по поводу платежных терминалов пока не было.
По нашей просьбе Управление ФАС по Петербургу взялось в 2-месячный срок проанализировать возможность применения российского законодательства для борьбы с утаиванием комиссионных в платежных терминалах. И, ежели оснований будет достаточно, начать борьбу с этим явлением. Главное, чтобы усилия ФАС подкреплялись обращениями.
А пока остается изыскивать возможные способы снижения беспроцентных комиссионных.
Проценты достойные и отстойные
Так называемые внешние комиссионные (взимаемые непосредственно с потребителя) можно снизить за счет внутренних. Расставляя на каждом углу свои автоматы, владельцы оных оказывают огромную услугу сотовым операторам и могли бы брать проценты с них, а не с потребителей. В туристическом бизнесе этот вопрос давно решен в пользу потребителя – для него стоимость туристических путевок, покупаемых у туроператоров и турагентов одинакова. Агенты зарабатывают на скидках от операторов.
До недавних пор также успешно сотрудничали, например, поставщики электроэнергии и Сбербанк, принимавший плату за коммунальные услуги, в частности за электроэнергию. За оказанную услугу Сбербанк брал 3 процента с «Петроэлектросбыта» (внутренняя комиссия). Так называемая внешняя комиссия отсутствовала. Потребителю было очень удобно – платить все равно где, цена одинакова, точек много. Но около года назад возник конфликт интересов между компаниями-партнерами. Комиссию переложили на плечи потребителя.
Система взаиморасчетов операторов платежных терминалов с операторами сотовой связи гораздо сложнее. Цепочка длиннее. Вероятность конфликта интересов между звеньями больше. На каждом звене, словно ракушка на корабле, налипают комиссии. А вся цепочка окутана туманом тайны. Не знаю, как для налоговых органов, но, по крайней мере, для потребителей и даже для прессы. Так, операторы сотовой связи категорически отказываются отвечать на вопрос, какую комиссию они платят своим партнерам-посредникам за автоматизированный прием платежей от населения. «Коммерческая информация», - говорят они.
Поделился этой информацией на условиях анонимности Александр, владелец сети из 25 терминалов в Петербурге, выставивший их на продажу в интернете:
- Агент по приему платежей, он же владелец терминала (терминальщик), берет с потребителя от 5 до 50% в зависимости от суммы платежа и собственной маркетинговой политики. 50% - это только для очень маленьких сумм, до 10 - 20 рублей, которые никто не платит, если перед владельцем телефона, подписанного на абонентскую плату, не стоит цель уйти из минуса в небольшой плюс, чтоб телефон снова заработал. Средняя сумма платежа – 150 - 200 рублей, с тенденцией к повышению.
- А операторы-провайдеры терминальщикам сколько платят?
- Еще 1,5 - 2% платит провайдер, например оператор сотовой связи, из них 1,2 - 1,5% или 70 - 80% комиссии от провайдера, отчисляются нам, агентам, оставшиеся 0,3 - 0,5% - операторам электронных платежных систем (ЭПС), осуществляющим процессинг (проведение электронных платежей. – А. О.), техническую поддержку.
- Так какую прибыль приносит один терминал?
- Сейчас львиную долю партнеров по-прежнему составляют сотовые операторы, хотя растет доля ЖКХ, интернет-провайдеров и т.п. Несмотря на постоянно растущую ставку аренды на размещение терминалов в метро, торговых комплексах и т.п., бизнес достаточно выгодный. Оборот одного терминала в хорошем месте составляет и 100 тыс., и 200 тыс. рублей в месяц, а чистая прибыль - от 3 - 5 тыс. и до 10 тыс. рублей с терминала. Примерно столько же, в зависимости от места, стоит аренда. Так что метрополитен зарабатывает не меньше.
Как видно, львиную долю дохода получают с терминалов их владельцы - агенты, а самые скромные – хозяева электронных платежных систем, но эпээсники живут за счет большого оборота. Их не так много, как терминальщиков, и на каждого приходится обслуживание до 30 - 50 тысяч терминалов!
Возможности для уменьшения комиссии, разумеется, есть на всех звеньях. Нет желания и стимула: платежные терминалы и так пользуются высоким спросом.
- Содержание и обслуживание терминалов достаточно затратная вещь: техническая поддержка, инкассация, бухгалтерия, аренда места, с 1 апреля 2010-го введено дополнительное требование – на все терминалы необходимо поставить фискальный регистратор, стоит он около 30 000 руб., - рассказывает Эвелина Львова, коммерческий директор электронной платежной системы «Кассира.нет». – У нас много провайдеров, кроме того, есть собственные терминалы, достаточно экономные: оплатить услуги можно только налом, пластиковые карточки не принимаются. Можно было бы поставить устройства для чтения пластиковых карт, но затраты не окупятся – у петербуржцев и россиян вообще пока низкая степень доверия – не будут они засовывать карточки в платежные терминалы. Отсутствие дополнительного оборудования и все другие факторы в совокупности позволяют минимизировать комиссию. На наших терминалах она 5%. Ниже установить вряд ли возможно, это будет уже за гранью рентабельности.
- Откуда же берутся терминалы с нулевой комиссией в магазинах по продаже сотовых телефонов, которые, правда, чаще не работают, чем работают?
- Терминалы без комиссии работают в магазинах «Евросеть» себе в убыток, но они и стоят там не ради прибыли. Это позволяет увеличить доверие к бренду, затраты окупаются за счет других статей дохода – продажи телефонов, например. Сейчас в метро рекламируется новая платежная система «Метроплат», которая будет принимать платежи без комиссии. Однако это рекламная кампания, условия могут измениться в дальнейшем, но коммунальные платежи, по крайней мере, останутся без комиссии. Сейчас 90% платежей посредством терминалов – услуги сотовых операторов, каждый платеж невелик, оборот большой, потребители не особенно занимаются сравниванием условий приема платежей, это позволяет многим терминальщикам держать комиссионные на достаточно высоком уровне. Но сейчас развиваются другие направления, где комиссия меньше, а платеж больше, возможно, это позволит в перспективе снизить комиссию и на платежи сотовой связи. Сейчас на многих автоматах стоят устройства для считывания штрихкода при оплате коммунальных платежей, при этом все равно многие данные приходится вводить вручную – адрес, имя и т.п. Бабушкам это трудно. Мы на своих терминалах ставим сейчас сканеры, которые все будут считывать.
Альтернативы и перспективы
Существует масса альтернативных и куда более экономных способов оплаты сотовой связи. Однако по доступности и распространенности даже самые развитые из них пока намного проигрывают платежным терминалам.
Вообще без комиссионных или с очень маленькими:

1. 0%. В офисах операторов сотовой связи.
2. 0 – 3%. В магазинах по продаже телефонов через кассира. Не все платежи принимаются без комиссии и не в любом магазине. Так, «Евросеть», например, берет 3% за платежи «Теле 2». Поскольку сервис дополнительный и зачастую бесприбыльный, магазины систему активно не развивают.
3. 0 - 1,5%. Через интернет. Платежи за связь принимают сайты ряда банков (Сбербанка, Балтийского, ПСКБ и др.), платежная система Яндекс. Нужна банковская карточка. Лучше всего – одного из этих банков, тогда можно платить без комиссионных. Через сайт ПСКБ можно заплатить карточкой любого стороннего банка, но с вас за это возьмут 1,5%. Обидно, но в 4 - 15 раз выгоднее, чем в терминале.
4. 0 - 2%. Пластиковой карточкой в банкомате. Скажем, можно без комиссии заплатить за сотовую связь картой банка «Санкт-Петербург», в банкомате того же банка.
5. 0 - 2%. В отделениях банков.
6. 0%. В отделениях «Петроэлектросбыт».
В общем, альтернативных способов полно и все они в разы выгоднее, чем платеж в терминалах. Тем не менее, сейчас подавляющее большинство абонентов сотовой связи платят через терминалы – порядка 80%.
Однако всесилию терминалов приходит конец. Активную борьбу с ними начали налоговые органы и другие регуляторы.
Около года назад терминальщиков обязали открывать свой счет в банке и зачислять туда всю поступающую в автоматы наличность (раньше можно было пользоваться отличными от банков кредитными организациями). С 1 апреля 2010-го на всех терминалах должны быть установлены встроенные аналоги кассовых аппаратов (т.н. фискальные регистраторы). Не пройдет и года, как их действительно поставят. Регистраторы – дорогая штука. Затраты, понятно, переложат на потребителей.
С другой стороны - нарастает конкуренция среди терминальщиков, снижается доход с каждого автомата, в скором времени рентабельность в 100 - 120% годовых, вполне типичную сейчас для многих терминальщиков, смогут иметь только очень крупные платежные сети.
С другого фронта и тоже с танками на терминальщиков наступают банкиры и сами сотовые операторы.
- Пока самый большой процент - это оплата через терминальные сети, - говорит Людмила Чехова, пресс-секретарь Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон». - Но наблюдается рост оплаты через отделения банков и банкоматы, а также постепенно растет процент оплаты с помощью кредитной карты через сайты операторов.
Пройдет еще лет 10, у каждого горожанина на компьютере будет стоять программа, позволяющая напрямую платить со своего банковского счета. И полукриминальный бизнес терминальщиков умрет.
Автор: Алексей ОРЕШКИН
Оригинальная статья город 812

 
Форум » Разное » Интересное в сети » У кого какая комиссия (О платёжных терминалах)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright Michurinskoe © 2017
За материалы опубликованные на страницах сайта пользователями, администратор ответственности не несёт
Хостинг от uCoz